08:05 Что там у другИХ? или о Психике Толпы |
Как справиться с коллективным бессознательным? С авторитетами? С толпой? С массовым промыванием мозгов? Ранее я уже писал о ситуации, когда другой нам препятствует. Но есть похожая другая ситуация: когда он не один. Ситуацию часто называют “эмерджентность”: когда целое больше, чем просто сумма частей (и именно поэтому оно сильно отличается от ситуации, когда препятствующий всего один). Ситуацию может осложнять например то, что бывают популярные идеи, в которые уже могут не верить придумавшие их, но ходящие по умам как “народная мудрость” или “общий здравый смысл”. Аспекты этого, примеры, а также то, как с этим можно разобраться, приведены в этой статье.
Клеон. Тебя, очевидно, часто лупили? (Г. Горин, “Забыть Герострата!”)
Действительно, водиночку навалять часто сложнее, чем в большой группе. Группа и сама может отрицательно действовать на своего члена: не во всякой школе, например, я видел хоть одного просветленного подростка. В психологии есть даже популярная тема: психология толпы. Сложно сказать (лично мне на момент написания этого поста), на что может быть способна толпа, но можно найти разные мнения типа такого:
“Петров садится на коня и говорит, обращаясь к толпе. Речь о том, что будет, если на месте, где находится общественный сад, будет построен американский небоскреб. Толпа слушает и, видимо, соглашается. Петров записывает что-то у себя в записной книжечке. Из толпы выделяется человек среднего роста и спрашивает Петрова, что он записал у себя в записной книжечке. Петров отвечает, что это касается только его самого. Человек среднего роста наседает. Слово за слово, и начинается распря. Толпа принимает сторону человека среднего роста, и Петров, спасая свою жизнь, погоняет коня и скрывается за поворотом. Толпа волнуется и, за неимением другой жертвы, хватает человека среднего роста и отрывает ему голову. Оторванная голова катится по мостовой и застревает в люке для водостока. Толпа, удовлетворив свои страсти,– расходится.” (Д. Хармс)
Ну, это могут быть и просто личные драматизации Хармса. Возможно, так бывает только в одном случае из триллиона. Я же рассмотрю то, что встречалось в моей жизни и в жизни моих знакомых.
А вот куда более интересный пример из книги Тенцзина Вангъяла Ринпоче “Тибетская йога сна и сновидений”. Интересный он, потому что объясняет нашу причинность над раздражающим поведением других:
“Вот пример кармических следов на грубом уровне, хотя та же самая динамика действует даже на самых тонких и скрытых уровнях переживаний. Человек вырос в доме, где постоянно ссорятся. Проходит тридцать или сорок лет с тех пор, как он покинул дом, и вот однажды, проходя по улице, он слышит, как люди бранятся. Этой же ночью ему снится сон, в котором он ссорится с женой. Проснувшись утром, он расстроен и замкнут. Жена замечает это и реагирует на его настроение, что раздражает его еще больше.”
Такие ситуации (где другие ведут себя как-то не так) могут быть групповыми, массовыми и всеобщими. Всеобщие обычно относятся к состоянию нашей цивилизации на данный момент, либо к универсальным законам психики. Много раз мне (и другим) казалось, что я хорошо отличаю одно от другого, и даже если отличал правильно, то не всегда казалось, что я могу с этим что-то сделать, что придётся ждать. Скажем, можно думать, что люди от природы тупые, жадные и сволочные. Т.е. и я таким же должен быть. Как у меня, у кого-то другого или других это может проявляться? Допустим, я могу думать, что люди склонны приворовывать (я так реально думал, потому что отец и одноклассники так не раз делали). Потом меня от такой сформировавшейся привычки (потому что я начал уже верить в клептоманию на всеобщем уровне) остановило соображение (со стороны), что вороватые люди это те, кто не могут сами создать нужное им (это было произнесено с таким выражением, будто говоривший сам создает себе всё нужное, знает других таких людей и может научить этому - насколько я знаю этого человека, это реально так). Потом я перебрал свои оправдания такого поведения и понял, что я просто сам и поверил в это, а оправдания это всего лишь оправдания. Почему я поверил в тот момент, можно прочитать тут: http://www.klub2k.ru/blog/2014-03-18-362
Могут быть ваши проблемы с массами людей. Например, я не считаю политическую ситуацию в стране здоровой. У людей есть какие-то кандидаты в президенты и парламент, они сами признают их неидеальными, но с упорством идут голосовать именно за них, часто для оправдания начиная продвигать культ личности своего кандидата. Но кто сказал, что вас затрагивает политика? Вы уверены, что от этого зависит ваше выживание? Да, временами вы не можете пройти мимо полицейских заграждений и тратите время. Иногда вы тратите деньги из-за глупой государственной политики. Иногда и жизнь висит на волоске из-за того, что оказались не в то время не в том месте не с теми людьми.
Про время и деньги (и как их иметь вдоволь всегда) я написал отдельные две статьи (так что проблемы с этим ну очень условные): http://www.klub2k.ru/blog/2014-03-15-359 http://www.klub2k.ru/blog/2014-03-07-353
Проблемы с выживанием из-за не тех людей и не того места и времени могут быть (по крайней мере, отчасти) решены развитием силы убеждения (как в легендах о Будде, где он обращал в свою секту атаковавших его маньяков и подосланных наемных убийц - вменяемым объяснением неразумности их поведения и своей твердой верой в это) и интуиции. Эти вещи (и, наверно, некоторые другие) убеждают меня, что в политику пусть играют другие. А я лучше займусь увеличением чужой осознанности - чтобы и близкие мне люди могли не страдать всякой фигней. Бороться со злом не очень осмысленно: во-первых, потому что человек обычно превращается в то, против чего он борется, во-вторых, потому что сначала надо искоренить ключевую предпосылку зла: свои собственные глупые предрассудки.
Далее есть случаи группового помешательства (они вам всё “помешивают”). Я даже думаю, что это корень всех убеждений о других: вы знаете что-либо только о своих знакомых и о знакомых их знакомых (причем довольно неточно, даже если оно на основе миллиардов наблюдений за ними) - как в том примере с вороватостью. Глупо обвинять других людей вокруг вас в дурацком поведении: они стремятся достичь каких-то своих, едва ли ведомых вам целей, едва ли совпадающих с вашими, но так вышло, что они оказались рядом с вами. И это учитывая то, что они в ситуации, не очень похожей на вашу. С кем-то просто не надо взаимодействовать, потому что они вам не помогут (и могут помешать), а кому-то просто можно помочь, выясняя, что они хотят и что надо для этого. Для этого можно изучать методики коучинга (не все они сгодятся вам, поэтому нужно искать достаточно удобные).
Другие (особенно те, от отношений с кем мы зависим) могут надавить на нас. Скажем, родители, чтобы “вразумить” чадо, могут надавить на его потребность любви от родителей. Так же могут поступать и приятели, партнеры, государство и другие. На самом деле, сами себе яму роют: ответный удар будет внезапен и чудовищен по своей форме. И то, что другие могут поступать так с другими, не должно оправдывать такие же наши действия. Например, бессмысленно отучивать ребенка от эгоизма на основе принципа “Эгоист это тот, кто думает больше о себе вместо того, чтобы думать больше обо мне”. Не в эгоизме, конечно же, беда, а, скорее, в эгоцентризме (когда ВСЕГДА БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ думает ТОЛЬКО о себе).
Эта статья была написана для того, чтобы раскрыть подробнее метод психотерапии Зеркалинга, о котором я написал в статье: http://www.klub2k.ru/blog/2014-03-07-352
Если вам интересно получать информацию о практиках данного автора и родственных им, читать интересные книги о психике и методах работы с ней, вступайте в нашу группу ВКонтакте:
Хочешь постоянно быть в курсе обо всех эзотерических встречах в Москве? Подписывайся: |
|
Всего комментариев: 0 | |