Главная » 2014 » Март » 7 » Психотерапия мыслей, убеждений, странных верований и умственных фиксаций
23:12
Психотерапия мыслей, убеждений, странных верований и умственных фиксаций

Психотерапия мыслей, убеждений, странных верований и умственных фиксаций
Эта статья посвящена психотерапии мышления. Она вспомогательная в том смысле, что я (автор) планирую опубликовать несколько статей, в которых описано, как достичь определенных состояний ума, способствующих личной успешности. Эти статьи будут ссылаться на эту.
Автор: Zroslav

Содержание:
ЧАСТЬ 1. Методика психотерапии Зеркалинг.
 I. Алгоритм
 II. Суть процесса
 III. Команды процесса
 IV. Конечное Явление
 V. Правила
 VI. Примеры применения зеркалинга
 VII. Примеры сессий
 VIII. Полный алгоритм
ЧАСТЬ 2. Фокусирование, фокусинг
 I. Тезисы (наблюдения Юджина Джендлина)
 II. Следы программ
 III. В начале любой сессии фокусинга рекомендуется
 IV. Мой алгоритм фокусирования
 V. Еще есть алгоритм фокусирования от Александра Землякова
 VI. Алгоритм Джендлина
 VII. Ищем наиболее подходящее слово или описание
ЧАСТЬ 3. Методика составления списков
ЧАСТЬ 4. Проверочные вопросы
 I. Наводящие вопросы
 II. Проверьте, верно ли следующее
 III. Проверка в отношении основных понятий

ЧАСТЬ 1. Методика психотерапии Зеркалинг.
 Как делается процессинг спиритологии зеркалинг, свод правил
Прочтите правила сначала полностью от начала и до конца, необязательно понимая, а потом прочитайте уже внимательно,
обращаясь за разъяснениями к тем частям, где написано то, что непонятно. Дело в том, что проще это все показать, чем
 объяснить текстом. В начале будет подробный пошаговый алгоритм. Потом будут разъяснения. В конце стоит более подробный
 алгоритм.
 
 Содержание:
 I. Алгоритм
 II. Суть процесса
 III. Команды процесса
 IV. Конечное Явление
 V. Правила
 VI. Примеры применения зеркалинга
 VII. Примеры сессий
 VIII. Полный алгоритм

 I. Алгоритм
 Шаг 1. Начало сессии.
 Шаг 2. Сформулировать ситуацию, с которой работаем (по возможности, но необязательно, просто для удобства, кратко, но понятно).
 Шаг 3. Выбрать самый первый процесс в списке.
 Шаг 4. Начало процесса.
 Шаг 5.1 Подай команду (тому, кому проводишь процесс) "Представь себе (то-то и то-то, см. шаблон для процесса и как он составляется) и опиши, как ты это себе представил"
 Шаг 5.2 а) Если команда выполняется, то
 1. Выполни ее (т.е. представь требуемое, если делаешь соло) или дождись ее выполнения
 -обязательно при этом прикинь время между подачей команды и ее выполнением.
 -(необязательно, делается только время от времени) проверь, какое настроение у клиента и отношение к теме
 2. Скажи клиенту "Ок"
 3. Если есть признаки К/Я, то перейди к шагу 6.
 4. Если нет признаков К/Я, то перейди к шагу 5.1
 б) Если команда не выполняется (клиент говорит, что не получается, или же клиент отвлекается), то
 1. Скажи "Ок. Я повторю команду процесса."
 2. Перейди к шагу 5.1
 
 Шаг 6. Конец процесса.
 Шаг 7. Выбрать следующий процесс в списке, если таковой процесс имеется, если нет, то сразу в шаг 9.
 Шаг 8. Перейти в шаг 4.
 Шаг 9. Конец сессии.
 
 II. Суть процесса
Это методика для устранения или взятия под контроль ваший убеждений, мнений, мыслеблоков, шаблонов (паттернов) мышления итд.
Она называется "зеркалинг": из-за того, что психотерапевт в каком-то смысле заставляет клиента наблюдать то, как этот клиент 
проявляет себя прямо сейчас. Психотерапевт в этой методике также называется "Зеркалом". Ее придумал немецкий актер и 
музыкант Андреас Буттлер. Здесь я излагаю ее так, как ее понимаю я.

Сессия состоит из нескольких процессов, каждый выполняется отдельно.
Процесс состоит из одной команды, которая подается снова и снова (процессы такого типа часто называются "циклическими").
Заканчивают процесс, когда заметны признаки Конечного Явления (о нем речь пойдет ниже).
Каждое выполнение каждой команды желательно фиксировать в протоколе.
Команда имеет вид "Представь себе то-то и то-то" (ниже написано, что именно надо будет представлять).
Соответственно, каждый шаг это представление себе чего-то.
Желательно представлять в деталях.
Для этого необходим какой-то устный рассказ о том, что именно представлено (иначе можно впасть в отупение - уже проверено).
Этот устный рассказ желательно вносить в протокол.
Возможно, что воображание идет по ходу рассказа - это нормально, но паузы желательно тоже отмечать.
 
Кроме того, по ходу рассказа или собственно представления могут возникать различные проявления: какие-то физические ощущения,
перемены настроения, появление каких-то мыслей, появление каких-то образов (возможно, не только визуальных, но, например, звуковых),
ощущения красоты или уродства чего-либо, ощущения правильности или неправильности, состояния итд.
По возможности эти вещи тоже хорошо бы отмечать.
Эти проявления нормальны для процесса и в каком-то смысле из-за них и делается процесс: если бы этого всего не возникало,
то проблем с воображением скорее всего бы не было.
Если по ходу клиент высказывает какие-то фразы, относящиеся к настоящему времени (глупые или нет), 
их надо записывать для последующей проработки (он, кстати, может их и не заметить сам).
Не забывайте, что одни убеждения могут следовать из других, более "сильных".
 
Кроме того, возможно, что иногда будет трудно вообразить себе то, что сказано в команде.
Хорошо бы отмечать и это тоже и что при этом возникает, какое состояние.
Вполне нормально, если при этом человек чувствует себя плохо - если это происходит, это значит, что он на верном пути
и что скоро он сможет вообразить себе то, что нужно, надо только продолжать попытки.
Необязательно представлять что-то новое каждый раз. Работе зеркалинга это мешать не будет, а раз 
уж мы работаем с какой-то темой таким методом, то даже вообразить то же самое снова может оказаться трудно.

Сложно может быть научить людей, КАК думать, не уча их ЧТО думать и что не думать.
Некоторые мысли, наверное, правильны. Некоторые конечно же нет. Некоторые правильны иногда.
Худенькие женщины могут думать "Жирухи никому не нужны". Полненькие женщины могут думать 
"Мужчины же не собаки - на кости бросаться". Мужчины, любящие женщин с большой грудью, могут 
думать, что только такие сексуальны. Мужчины, любящие женщин с размером не выше среднего, могут
думать, что оптимальный размер груди - чтобы помещался в руку - и что "Большая грудь же неоптимальна".
Внимательные же мужчины и женщины не всегда стали бы торопиться с такими выводами.
Жизнь чрезвычайно многогранна, и любой выведенный вами или другими ее закон (как и вообще любую мысль) 
стоило бы проработать зеркалингом независимо от его кажущейся естественности, логичности, справедливости, 
приятности, ценности, красивости, нужности, полезности, осмысленности или понятности - и уже только после этого использовать.

Теория и практика зеркалинга не дают вывода, что так называемый "общий здравый смысл" неверен, 
как, впрочем, и не означают, что хоть что-то из того, что вы понимаете под "здравым смыслом", верно.
Во что-то вы могли поверить, натворив злых или глупых поступков и оправдав их перед собой или другими 
своей верой во что-то. Во что-то вы могли поверить, чтобы что-то получить. Во что-то вы могли 
поверить, чтобы не испытывать боли. А еще - прорабатываемое убеждение может следовать из какого другого 
убеждения. Попробуйте зеркалинг - и сами всё поймете.

Теоретически обосновать методику можно так. Мы используем две аксиомы: 
 1) не могут существовать две абсолютно одинаковые вещи 
 (как следствие, любое воспроизведение чего-то в вашем уме как оно есть уничтожает его), 
 2) ваши мыслеблоки и шаблоны мышления притягивают ваше внимание, поскольку создаются 
 они при очень ярких обстоятельствах, например стрессе 
 (как следствие, воображение чего-то на какую-то тему будет помещать в ваше сознание 
 все связанное с этими мыслеблоками и шаблонами мышления).

Таким образом, метод имеет преимущество перед любым вспоминанием стрессовых эпизодов прошлого:
вам может быть трудно вспомнить уже давно забытое (а тут вы, вероятно, воспроизведете события
как они были), вам может потребоваться вспоминать очень много эпизодов итд (впрочем, полностью
методики вспоминания это может и не заменить, но зато может прекрасно дополнить).
Домашнее задание: применить этот процесс к этим двум аксиомам (см. раздел "Конечное Явление").

В каком-то смысле такое вот многократное моделирование сводит вашу убежденность к абсурду, вы 
"отпускаете" хотя бы частично прошлую боль, накопившуюся по этому поводу, и получаете понимание,
что ваша склонность к мышлению определенным образом была необоснованной и необязательной.

 III. Команды процесса
Они бывают 4 видов.
 Команды можно подавать самому себе, если работаете соло.
 
Итак, набор команд:
 1. Представь, что у тебя (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)
 2. Представь, что у другого (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)
 3. Представь, что у других (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)
 0. Представь, что ты причина того, что у тебя (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)
 
Можно сказать, что схема ролей клиента в этих процессах такова:
 1. Жертва.
 2. Преступник или свидетель (тут могут встретиться частное проявление такого же эффекта у другого, сочувствия, оправдания).
 3. Регулярный свидетель, участвующий или нет (тут обычно возникают групповые, массовые, всеобщие эффекты).
 0. Жертва собственного поступка, намерения или действия.
 
 Внимание: независимо от того, считаете ли вы себя причиной любой ситуации или нет, надо выполнять все 4 процесса.
 Если возникают трудности с выполнением - очевидно, что надо выполнять это.
 Иначе у вас так и будут трудности с воображением.
 
Вполне возможно, что некоторое время во время сессии ничего не приходит на ум.
Это нормально.
Воображение бывает как минимум двух типов:
 -то, что выдал вам ваш ум ("из глубин подсознания пришло что-то", можно сказать, неосознанное придумывание)
 -то, что вы сами смоделировали (сами осознанно придумали)
Делайте воображение обоих типов.

Некоторые мои клиенты спрашивали меня, откуда им брать воображение. В целом, на это можно было бы и не отвечать, но обычно 
помогало простое соображение: к воображению относятся 
 -любые воспоминания
 -любые восприятия 
 -любые предчувствия 
 -любые мысли о том, как могло бы быть
 -любое воспроизведенное вами в уме чье-то сообщение
 
 IV. Конечное Явление и его признаки
Конечным Явлением процесса называют оптимальное состояние клиента для завершения процесса.
Также оно обозначается КЯ или К/Я.
Конечное Явление очевидно должно выражать хорошее состояние человека и его разума в отношении заданной темы.
 Вот четыре (4) группы видов признаков Конечного Явления.
Достаточно двух признаков из РАЗНЫХ групп, чтобы иметь Конечное Явление.
 
 1. Хорошее настроение.
 Человек находится в хорошем эмоциональном состоянии, что проявляется
 различным образом - от удовлетворённости, улыбки, весёлости до громкого, радостного смеха.
 -удовлетворенность
 -улыбка
 -веселость
 -смех
 -воодушевление
 -радость
 -слезы счастья
 -итп
 
 2. Облегчение.
 Человек отмечает осознание, вернувшуюся способность или освобождение, которое напрямую связано с предметом,
 по которому проводился зеркалинг, и выражает ясно воспринимаемое изменение в мышлении и соответственно
 в умственном отношении.
 -облегчение
 -освобождение
 -вернувшаяся способность
 -новая способность
 -озарение
 -осознание
 -считает тему проработанной
 
 3. Одинаковая задержка.
 При возникновении в результате проведения одного и того же процесса воображения ситуации, когда при выполнении
 по крайней мере трёх последовательных команд клиент не показывает никаких изменений продолжительности
 временного промежутка, необходимого для получения команды, полного её выполнения и сообщения зеркалу своего ответа.
 -три раза подряд одинаковая задержка между командой и началом ответа о ее выполнении
 
 4. Плавающая стрелка на кожном гальванометре (Навигаторе, Е-метре).
 На навигаторе дополнительно наблюдается движение индикатора - стрелки, похожее на движение струйки
 мёда, стекающего с ложки на кусок хлеба, при одновременном движении ложки то в одну, то в другую сторону.
 Такое показание (движение) стрелки навигатора также называется "плавающей стрелкой".
 -кожный гальванометр показывает плавно качающуюся в разные стороны стрелку (фиксирующую изменения
 электрического сопротивления тела)
 
Еще раз напоминаю: ДВА признака из РАЗНЫХ групп это К/Я.
Кожный гальванометр в сессии необязателен, но часто сокращает время, т.к. при его отсутствии надо
ждать двух признаков из трех групп, а не двух признаков из четырех (второе, очевидно, более часто).
Как пользоваться кожным гальванометром в сессии должно быть написано в руководстве к нему или в
саентологических руководствах к Е-метру.
 
 Внимание: если вы думаете, что процесс выполнять уже не надо, проверьте его на предмет Конечного Явления, сделав его
 еще три раза. Если наблюдается К/Я, процесс можно дальше не делать.
 Вы от этого ничего не потеряете, если не будете продолжать.
 
Регулярно проверяйте клиента во время процесса на предмет, есть ли облегчение и какое у него сейчас настроение.
 
 Внимание: у процесса возможно превышение, если вы пропустили признаки К/Я.
 В таких ситуациях возможно, что вам наскучит процесс, он будет вызывать у вас утомление или головную боль.
 Постарайтесь (или попросите клиента) в этих случаях вспомнить, не наступало ли в какой-то момент К/Я.
 Точно неизвестно, что может случиться, если продолжать процесс долго после К/Я.
 Постарайтесь все время проверять клиента на предмет К/Я (это в ваших же интересах).
 
 V. Правила
Также автор зеркалинга порекомендовал следовать следующим правилам в зеркалинге:
 1. Никогда не зеркаль существо, по своей собственной само-определённости этого не желающего.
 2. Никогда не оценивай в сессии утверждений клиента и не оценивай их личную истину.
 3. Никогда не передавай никакую информацию, данную тебе клиентом во время сессии, другим.
 4. Никогда не зеркаль существо, если ты чувствуешь что не можешь действительно помочь ему.
 5. Никогда не продолжай зеркалинг, если действительное конечное явление уже достигнуто.
 6. Никогда не заканчивай однажды начатый процесс прежде, чем действительное конечное явление будет достигнуто.
 7. Никогда не отступай ни перед чем в сессии, но доводи все действия до завершения используя ноль-восприятие (о ноль-восприятии подробнее написано в книге "Спиритология").
 
Также клиенту очень желательно:
 -быть сытым
 -быть выспавшимся
 -быть отдохнувшим
 -не принимать лекарств за сутки до сессии
 -не принимать алкоголя и других психотропных средств за сутки до сессии
 
Процесс по возможности стоит проводить в уединенном спокойном месте (желательно, но необязательно, обязательно
это для тех, кого отвлекают посторонние шумы и происходящие вокруг события).
Проводить в другой обстановке можно только на свой страх и риск.
Я проводил соло-сессии во время прогулок и во время поездок в шумном метро.
 
Желательно (но необязательно, хотя нарушение этого может быть и опасно) проводить процесс непрерывно: сессия
не должна останавливаться на сон, еду, разговоры и туалет, пока не будет достигнуто К/Я.
Впрочем если человек уверен в своих силах, он может прерывать проводимую ему сессию.
Подобное может быть сделано только на свой страх и риск.
Я много раз засыпал во время соло-сессий, прерывался на срочные дела итд.

 Внимание: заранее неизвестно, к чему может привести то, что вы не довели процесс до К/Я.
 Возможно, что вы немного застрянете вниманием (и не заметите этого) и будете совершать какие-нибудь очевидные глупости.
 Делайте так только на свой страх и риск.

Если клиенту удобнее или понятнее делать команду "Вообрази (то-то и то-то) и опиши", а не "Представь (то-то и то-то) и опиши",
то это вполне допустимо. Вообще, проясните с ним каждое слово в шаблоне команды процесса по словарю - так ему будет проще потом.
Также вполне допустимо формулировать команду потока 0 как "Представь ситуацию, в которой ты заставляешь себя иметь (то-то и то-то) и опиши".

Некоторые люди, начитавшись и наслушавшись разных популярных психологов думают, что этот процесс и ему подобные нужны
для "проговаривания своих переживаний". Нет, здесь это не нужно (проговаривание своих переживаний вы можете делать независимо
от этой методики). Совсем необязательно описывать во всех деталях
всё, что вы себе представили (во ВСЕХ деталях вам жизни может не хватить). И проговаривать много не нужно. Всё, 
что нужно - проверять, что процесс выполняется, что было что-то воображено, представлено. То, от чего мы тут избавляемся -
от вашей автоматичности, роботоподобности, запрограммированности. Может быть, вы там себе ничего не представили, но 
зациклились на "да, сделано". 

 VI. Примеры применения зеркалинга
 1. Проработка убеждений и мыслей
 Обозначим убеждение за (Х) и будем подставлять его в следующий шаблон:
 1. "Представь, что (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 2. "Представь, что у другого (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 3. "Представь, что у других (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 0. "Представь, что ты причина того, что у тебя (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 
 2. Быстрое генерирование идей, стратегий и планов
Обозначим то, что надо сделать за (Х) и будем подставлять его в следующий шаблон:
 1. "Представь, как ты мог бы (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 2. "Представь, как другой мог бы (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 3. "Представь, как другие могли бы (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 0. "Представь, как ты можешь быть причиной того, что у тебя (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 
 3. Проверка этичности (правильности последствий) чего-либо (например своего действия)
 Обозначим то, этичность, чего проверяем, за (Х) и будем подставлять в следующий шаблон:
 1. "Представь, какие могут быть последствия у (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 2. "Представь, как ты можешь быть причиной того, что у другого есть последствия от (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 3. "Представь, как другой может быть причиной того, что у другого есть последствия от (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 0. "Представь, как ты можешь быть причиной того, что у другого есть последствия от (Х) и опиши, как ты это себе представил(а)"

 4. И можно таким образом подойти ко многим жизненным задачам. Разве что доступ к всезнанию у меня не получался.

 VII. Примеры сессий

 Протокол сессии алгоритмической креативности (пункт 2 в моем списке выше):
 
 Тема: хочу организовать свою группу, занимающуюся умственными упражнениями для саморазвития. Краткая формулировка: организовать группу по психотерапии
 
Команды я подавал себе сам и сам же на них отвечал. В скобках указывал происходящие со мной состояния.
 
 Начало сессии.
 1.Начало процесса.
 "Представь, как ты мог бы организовать группу по психотерапии"
 Постил бы на форумах свои заметки, собирал бы вокруг себя народ, вычленял бы людей по интересам среди тех, кто откликнулся бы.
 "Ок. Представь, как ты мог бы организовать группу по психотерапии"
 Рассказывал бы своим друзьям о том, чем занимаюсь, отталкиваясь от их жизненных интересов, приглашал бы позаниматься, постепенно сформировал бы группу.
 "Ок. Представь, как ты мог бы организовать свою группу по психотерапии"
 Я бы мог добиться больших успехов в практике психотерапии соло, написал бы про это внятные заметки, рассказывал бы друзьям, приглашал бы их позвать их друзей, делал бы объявы (рекламки) в инете, в своем блоге, на форумах, делал бы визитные карточки, общался бы с другими людьми, занимающимися саморазвитием, взаимодействовал бы с ними итд.
 (улыбаюсь, облегчение)
 К/Я очевидно по признакам, конец процесса

 2.Начало процесса.
 "Представь, как другой бы мог организовать группу по психотерапии"
 Он мог бы добиться успехов в этом, постить статьи, звать друзей, взаимодействовать с теми, кто занимается саморазвитием, итд.
 "Ок. Представь, как другой бы мог организовать группу по психотерапии"
 Он мог бы... не знаю... совершенно не представляю, как он мог бы этим заниматься, если он это не я...
 (чувствую скудность своей фантазии)
 "Ок. Я повторю команду. Представь, как другой бы мог организовать группу по психотерапии"
 (улыбаюсь, немного весело, непонятно отчего, в голове такая пустота) Он мог бы усиленно работать над собой, заниматься различными практиками, экспериментировать, настойчиво дойти до успеха, не пасуя и не сдаваясь перед трудностями, заинтересовать людей вот так, и сделать то, что я уже говорил.
 (Улыбаюсь, облегчение)
 К/Я очевидно по признакам. Конец процесса.

 
 3.Начало процесса.
 "Представь, как другие бы могли организовать группы по психотерапии"
 (небольшая улыбка) ну, они могли бы делать все как описано выше, а еще они могли бы обединяться в команды и практиковать совместно то, что предоагает другой. Так бы получился кружок по различным практикам, время от времени каждый бы становился ведущим занятия. Постепенно приходили бы новые люди и просветлялись бы от их уроков.
 (чувствую оптимизм)
 "Ок. Представь, как другие бы могли организовать группы по психотерапии"
 Ну, они могли бы... не знаю... (оптимизм уходит) может быть они могли бы... нет, не знаю...
 (грусть, кажется, что то, что я хочу, немного нереально и целиком зависит от судьбы)
 "Ок. Я повторю команду. Представь, как другие бы могли организовать группы по психотерапии"
 (пауза, думаю, туман в голове, небольшой толчок во лбу как будто, туман продолжается, начинаю улыбаться, немного "плаваю" в этом состоянии) они... они... они могли бы сначала попрактиковаться, стать посоциальнее, терпимее друг к другу, завести нужных друзей, интересущихся саморазвитием, стать мастерами каждый в своей области (без этого им никуда, иначе непонятно, зачем им быть ведущими семинаров), наконец объединиться в группу без лидеров или с выделенным лидером и практиковать вместе, привлекая новых учеников.
 (улыбаюсь, облегчение)
 К/Я очевидно по признакам, конец процесса
 
 0.Начало процесса.
 "Представь, как ты бы мог быть причиной того, что ты организовал группу по психотерапии"
 (пауза, думаю) ну, наверное, мог бы организовывать вебинары, ставил бы о них рекламы, конференции по скайпу итд, личные встречи на квартирах у друг друга или же в тихих кафешках.
 "Ок. Представь, как ты бы мог быть причиной того, что ты организовал группу по психотерапии"
 (улыбаюсь) ну, я мог бы... (вздыхаю тяжело, не придумывается пока ничего) я мог бы носить майки с рекламами своей группы, клеить объявления, продумать заранее свою рекламу, как бы я объяснял, зачем и для чего это всё.
 (уголки губ поползли вверх, оптимизм, легкость, ясность)
 причем я мог бы свою рекламу и объяснения продумывать этим же алгоритмом, который сейчас делаю, но только по другой теме!
 (тихо хохочу, чувствую готовность к действию)
 К/Я очевидно по признакам, конец процесса.
 Конец сессии.
 
 VIII. Полный алгоритм
 Алгоритм сессии:
 Шаг 1. Начало сессии.
 Шаг 2. Сформулировать ситуацию, с которой работаем (по возможности, но необязательно, просто для удобства, кратко, но понятно).
 Шаг 3. Выбрать самый первый процесс в списке.
 Шаг 4. Начало процесса 1.
 Шаг 5.1 Подай команду клиенту "Представь себе, что у тебя (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 Шаг 5.2 а) Если команда выполняется, то
 1. Выполни ее (т.е. представь требуемое, если делаешь соло) или дождись ее выполнения, опиши то, что получилось
 -обязательно при этом прикинь время между подачей команды и ее выполнением.
 -(необязательно, делается только время от времени) проверь, какое настроение у клиента и отношение к теме
 2. Скажи клиенту "Ок"
 3. Если есть признаки К/Я, то перейди к шагу 6.
 4. Если нет признаков К/Я, то перейди к шагу 5.1
 б) Если команда не выполняется (клиент говорит, что не получается, или же клиент отвлекается), то
 1. Скажи "Ок. Я повторю команду процесса."
 2. Перейди к шагу 5.1
 Шаг 6. Конец процесса 1.
 Шаг 7. Начало процесса 2.
 Шаг 8.1 Подай команду клиенту "Представь себе, что у другого (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 Шаг 8.2 а) Если команда выполняется, то
 1. Выполни ее (т.е. представь требуемое, если делаешь соло) или дождись ее выполнения, опиши то, что получилось
 -обязательно при этом прикинь время между подачей команды и ее выполнением.
 -(необязательно, делается только время от времени) проверь, какое настроение у клиента и отношение к теме
 2. Скажи клиенту "Ок"
 3. Если есть признаки К/Я, то перейди к шагу 9.
 4. Если нет признаков К/Я, то перейди к шагу 8.1
 
 б) Если команда не выполняется (клиент говорит, что не получается, или же клиент отвлекается), то
 1. Скажи "Ок. Я повторю команду процесса."
 2. Перейди к шагу 8.1
 Шаг 9. Конец процесса 2.
 Шаг 10. Начало процесса 3.
 Шаг 11.1 Подай команду клиенту "Представь себе, что у других (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 Шаг 11.2 а) Если команда выполняется, то
 1. Выполни ее (т.е. представь требуемое, если делаешь соло) или дождись ее выполнения, опиши то, что получилось
 -обязательно при этом прикинь время между подачей команды и ее выполнением.
 -(необязательно, делается только время от времени) проверь, какое настроение у клиента и отношение к теме
 2. Скажи клиенту "Ок"
 3. Если есть признаки К/Я, то перейди к шагу 12.
 4. Если нет признаков К/Я, то перейди к шагу 11.1
 б) Если команда не выполняется (клиент говорит, что не получается, или же клиент отвлекается), то
 1. Скажи "Ок. Я повторю команду процесса."
 2. Перейди к шагу 11.1
 Шаг 12. Конец процесса 3.
 Шаг 13. Начало процесса 0.
 Шаг 14.1 Подай команду клиенту "Представь себе, что ты причина того, что у тебя (такая-то ситуация) и опиши, как ты это себе представил(а)"
 Шаг 14.2 а) Если команда выполняется, то
 1. Выполни ее (т.е. представь требуемое, если делаешь соло) или дождись ее выполнения, опиши то, что получилось
 -обязательно при этом прикинь время между подачей команды и ее выполнением.
 -(необязательно, делается только время от времени) проверь, какое настроение у клиента и отношение к теме
 2. Скажи клиенту "Ок"
 3. Если есть признаки К/Я, то перейди к шагу 15.
 4. Если нет признаков К/Я, то перейди к шагу 16.1
 б) Если команда не выполняется (клиент говорит, что не получается, или же клиент отвлекается), то
 1. Скажи "Ок. Я повторю команду процесса."
 2. Перейди к шагу 16.1
 Шаг 15. Конец процесса 0.
 Шаг 16. Конец сессии.
 
***************************************************************************
 ЧАСТЬ 2. Фокусирование, фокусинг.
Это часть о быстром нахождении шаблонов мышления и содержания подсознания на предмет мучающей клиента психотерапии темы.

Содержание:
 I. Тезисы (наблюдения Юджина Джендлина)
 II. Следы программ
 III. В начале любой сессии фокусинга рекомендуется
 IV. Мой алгоритм фокусирования
 V. Еще есть алгоритм фокусирования от Александра Землякова
 VI. Алгоритм Джендлина
 VII. Ищем наиболее подходящее слово или описание
 
 I. Тезисы (наблюдения Юджина Джендлина, по крайней мере, эти указания помогают мне в психотерапии):
 -вобщем-то вряд ли можно выделить одну наиболее эффективную психотерапию
 -зато есть феномен успешного клиента психотерапии: одни клиенты проходят терапию более эффективно, чем другие - причем так у них в отношении ВСЕХ терапий
 -успешный клиент не сразу отвечает на вопрос терапевта, всегда делает перед этим паузу
 -неуспешные клиенты обычно моментально отвечают на все вопросы и вообще сеанс становится просто болтовней с терапевтом
 -за некоторыми (а может и за всеми) нашими проявлениями есть "чувствуемый смысл": это и есть то, что обнаруживают успешные клиенты
 
 II. Следы программ
В психотерапии обычно клиента просят обнаружить программы в его уме (и подходят к этому различными способами). Программы ума работают и оставляют следы в окружающей реальности. Соответственно по каждому следу мы ставим себе задачу отследить исходную программу и обнаружить ее (а потом деактивировать, изменить или же оставить как есть). Техники, которые я здесь называю фокусированием, призваны находить следы программ и отслеживать сами программы.
 
 III. В начале любой сессии фокусинга рекомендуется:
 1. почувствувовать пространство (как можете)
 2. почувствовать свое тело
 3. почувствовать себя (вне зависимости, совпадаете ли вы, по вашему мнению с вашим телом, тумбочкой или чем-то еще)
 4. составить полный список всего, на чем внимание здесь и сейчас
 
Первые три пункта позволяют почувствовать следы в пространстве, теле или себе.
Последний пункт предназначен для сбора информации и для того, чтобы не отвлекаться потом в ходе сессии.
 
 IV. Мой алгоритм фокусирования:
 По циклу:
 0. Что об этом есть сейчас?
 1. Есть ли что-то еще об этом? И есть ли что-то еще об этом? (итд, пока не все)
 2. Собрать все описанное, побыть с этим не менее 30 секунд, понаблюдать за происходящими изменениями
 Опять перейти в 0-й шаг

 V. Еще есть алгоритм фокусирования от Александра Землякова:
 По циклу:
 0. Что об этом есть сейчас?
 1. Есть ли что-то еще об этом? И есть ли что-то еще об этом? (итд, пока не все)
 2. Что происходило в теле (или на физическом плане, или на эмоционально-чувственном плане), пока ты это описывал(а)?
 
 VI. Алгоритм Джендлина:
ШЕСТЬ ШАГОВ ФОКУСИНГА
Подготовка
Найдите для себя время и место, где вы можете спокойно побыть некоторое время. Если вы хотите, чтобы друг побыл с вами, то это хорошо и даже может помогать вам. Тогда ваш друг должен просто внимательно слушать, не заставляя вас говорить, если вы этого не хотите, не анализировать и не комментировать, если вы решите сказать о том, что внутри вас. Лучше всего, если он будет молчать или только говорить "Да, я слышу... Я понимаю". На этой стадии не требуется ничего большего.
Хорошо было бы расположиться в каком-то незнакомом месте. Лучше не звниматься фокусированием за своим рабочим столом или на своем любимом кресле. Сядьте на другой стул или на край своей кровати. Можно, если вы захотите, пойти погулять или прислониться к дереву.
Постарайтесь почувствовать если не полный, то хотя бы относительный комфорт, так как небольшой физический дискомфорт может помешать услышать то важное, что тело старается сказать вам. Оденьтесь потеплее, если вам холодно. Снимите обувь, если она вам мешает. Расположитесь поудобнее и расслабьтесь.
 
Освобождение пространства.
Прислушайтесь к самому себе. Просто расслабьтесь... Направьте внимание вовнутрь вашего тела, в область живота или груди. Задайте себе вопросы: "Как я себя чувствую? Как протекает моя жизнь? Что главное для меня на сегодняшний день?" Почувствуйте, что за ощущение возникает внутри вас, в вашем теле, когда вы задаете и отвечаете на эти вопросы. Пусть ответы возникают медленно из этого ощущения. Когда они появятся, НЕ ПОГРУЖАЙТЕСЬ В НИХ . Оставаясь в стороне, скажите: " Да, это здесь, я могу это почувствовать". Пусть между вами и этими проблемами будет некоторое расстояние. После этого спросите себя, что еще вы чувствуете. Снова подождите и почувствуйте. Обычно возникают несколько переживаний.

Чувственное переживание.
Из всех этих, появившихся проблем выберите лишь одну для фокусинга. НЕ ПОГРУЖАЙТЕСЬ В НЕЕ. Оставайтесь на расстоянии от нее. Конечно, у этой проблемы есть разные стороны, и о каждой из них можно думать очень многое. Однако вы можете почувствовать вцелом все эти части. Дайте себе ощутить пока неясное переживание всей этой проблемы целиком.

Схватывание.
Почувствуйте, что за качество этого неясного чувственного переживания? Может быть слово, фраза или образ появятся из этого чувственного переживания. Это может быть значимое слово, например: тесный, липкий, пугающий, тяжелый, скачущий, или фраза, или образ. Продолжайте чувствовать качество этого переживания, пока не появится точное его обозначение.

Резонирование
"Походите" между чувственным переживанием и этим словом (фразой, образом) Посмотрите, как они откликаются друг на друга. Прислушайтесь, может быть небольшой телесный сигнал даст знать, что они резонируют. Делая это вы снова ощутите чувственное переживание так же как и слово. Если чувственное переживание изменится, то пусть так же изменится слово или образ, до тех пор, пока оно не ухватит в точности качество этого чувственного переживания.

Задавание вопросов.
Теперь спросите: "Что это за проблема, вызывающая такое состояние (которое вы просто назвали или увидели в образе)?" Удостоверьтесь в том, что вы можете почувствовать ярко это состояние снова (а не просто вспоминаете о нем). Когда оно снова здесь, поймайте его , прикоснитесь к нему, будьте с ним, спрашивая, " Что делает эту проблему вцелом такой --------?" Или спросите, "Что содержится в этом чувственном переживании?" Если приходит быстрый ответ без изменения чувственного переживания, просто дайте этому ответу уйти. Возвратите ваше внимание к вашему телу и снова ощутите чувственное переживание. Задайте вопрос снова. Оставайтесь с чувственным переживанием, пока что-то не появится, какое-то изменение, небольшое облегчение.

Принятие
Примите дружелюбно, то, что появится вместе с изменением Побудьте некоторое время с этим, даже если это лишь едва заметное облегчение. Что бы не пришло, это лишь некоторое изменение состояния, За ним придут другие. Возможно, вы продолжите дальше но останьтесь здесь на некоторое время.
 
ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ЭТИХ ИНСТРУКЦИЙ ВЫ ПЕРЕЖИВАЛИ ИНОГДА ОЩУЩЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ НЕЯСНОГО, ОЗДОРАВЛИВАЮЩЕГО ТЕЛЕСНОГО ЧУВСТВОВАНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ, ВЫ БЫЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОКУСИРОВАНИЯ. Неважно было или нет изменение телесного ощущения. Это приходит независимо от нас. Мы не можем это контролировать
 
 VII. Ищем наиболее подходящее слово или описание
 Задайте клиенту вопрос: "Что можно сказать о: _______?" (Подставьте сюда ваше ключевое слово, фразу или название образа.)
Или: "Что на самом деле содержится в ________?"
Либо: "Что самого плохого можно сказать о ________?"
Либо: "Что нужно для того, чтобы все было хорошо?"

***************************************************************
 ЧАСТЬ 3. Составление списков.
Здесь я приведу одну методику, похожую на зеркалинг, которая тоже помогает находить ваши шаблоны мышления и то, на чём заостряете внимание.
Для простоты назову ее "Листинг" (от англ. list - список).

Работает эта методика в силу всё той же используемой мной аксиомы:
ваши мыслеблоки и шаблоны мышления притягивают ваше внимание, поскольку создаются 
они при очень ярких обстоятельствах, например стрессе 
(как следствие, воображение чего-то на какую-то тему будет помещать в ваше сознание 
все связанное с этими мыслеблоками и шаблонами мышления).

Мы представляем, воображаем, ЧТО МОГЛО БЫ БЫТЬ у нас по данной теме. 
Также, по аналогии с психоанализом, мы будем представлять связанные вещи.
Аналогичная методика иногда применяется и для вспоминания прошлых жизней:
при попытке написать интересную историю про что-то важное для вас вы скорее всего напишете про события вашей прошлой жизни, в которых это фигурировало.
Метод, естественно, ограничен именно важными для вас философскими вопросами.


Вот алгоритм: 
 Шаг 1. Начало процесса
 Шаг 2. Подайте себе/клиенту команду (см. список ниже)
 Шаг 3. Выполните команду, запишите или запомните результат выполнения.
 Шаг 4. Если в результате выполнения вообразилось что-то новое (можно спросить себя/клиента, встречался ли этот ответ раньше), проработайте это.
 Шаг 5. Если нет, идите в шаг 2. Если уже три раза ПОДРЯД (а не всего) вы оказываетесь на шаге 5, проверьте на наличие К/Я и идите в пункт 6.
 Шаг 6. Если К/Я нет, идите в шаг 2.
 Шаг 7. Если К/Я есть, идите в шаг 8.
 Шаг 8. Конец процесса. Можно начать следующий!

Список возможных команд (рекомендуется проработать каждую по отдельности):
1. "Представь себе, что у тебя могло бы быть насчет (Х)"
2. "Представь себе, что у другого могло бы быть насчет (Х)"
3. "Представь себе, что у других могло бы быть насчет (Х)"
4. "Представь себе, как ты мог бы быть причиной, что у тебя (Х)"
5. "Представь себе, что у тебя могло бы быть в связи с (Х)"
6. "Представь себе, что у другого могло бы быть в связи с (Х)"
7. "Представь себе, что у других могло бы быть в связи с (Х)"
8. "Представь себе, что могло бы быть в связи с (Х)"
9. "Представь себе, как ты мог бы быть причиной того, что у тебя есть что-то в связи с (Х)"

*********************************************
 ЧАСТЬ 4. Проверочные вопросы.
Как проверять область на проработанность, способы
Содержание:
 I. Наводящие вопросы
 II. Проверьте, верно ли следующее
 III. Проверка в отношении основных понятий
 
Одна из самых актуальных вещей в психотерапии это узнать, все ли было извлечено из подсознания по данной области.
В настоящей заметке я укажу ряд приемов сделать это.
Кроме того, эти методы являются способом находить материал.
Все приведенные вопросы и ответы на них не являются критичными, важна скорее ваша реакция на них (спокойная ли она?).

 I. Наводящие вопросы:
 Ответьте на следующие вопросы:
 1. В этой области, есть ли что-то, что кажется тебе/другому лишенным смысла?
 2. В этой области, есть ли что-то, что кажется тебе/другому странным и непонятным?
 3. В этой области, есть ли что-то, что для тебя/для другого конфликтует с другими данными?
 4. В этой области, есть ли что-то, что кажется тебе/другому бесполезным?
 5. В этой области, есть ли что-то, что для тебя/для другого обесценивает эту область? 
6. Относительно этой области, есть ли какие-то данные, которые говорят тебе/другому о том, что эта область неважна, и в отношении нее не надо быть успешным?
7. Есть какая-либо причина, по которой качество результатов в этой области для тебя/для другого неважно?
 8. Может ли исследование этой области или достижение этой цели поставить тебя/другого в невыгодное положение?
 9. Есть ли у тебя/другого готовые решения относительно этой области?
 10. Может ли изучение тобой/другим этой области поставить в невыгодное положеие кого-то другого?
 11. Считаешь ли ты/другой, что ты/он не нуждается в знаниях об этой области?
12. Есть ли у тебя плохие предчувствия в связи с этой областью?
13. Какие могут быть более общие темы, чем эта, нуждающиеся в проработке?
 
 II. Проверьте, верно ли следующее:
1. Я понимаю, с какими проблемами можно в этой области столкнуться на пути к идеальной ситуации
 2. Я воспринимаю эту область с уверенностью в своей способности комфортно продвигаться к идеальной ситуации
 3. Я полон позитивных эмоций в отношении этой области
 4. Я хорошо осознаю свои ценности и потребности в этой области
 5. Того, чем я обладаю в этой области, вполне достаточно для комфортного продвижения к идеальной ситуации
 6. Того, что я делаю в этой области, вполне достаточно для комфортного продвижения к идеальной ситуации
 7. Того, каким я являюсь в этой области, вполне достаточно для комфортного продвижения к идеальной ситуации
 8. Я полностью люблю и принимаю себя и свое текущее состояние этой области моей жизни
 9. У меня есть четкие проверенные принципы для оптимального функционирования в этой области 
10. В данной области все происходит наилучшим образом для всех, кто в нее вовлечен
 
 III. Проверка в отношении основных понятий
1. Приведет ли мое поведение теперь к конфликтам?
2. Что насчет красоты в связи с этой областью?
3. Что насчет доброты в связи с этой областью?
4. Что насчет истинности в связи с этой областью?
5. Что насчет счастья и счастливости в связи с этой областью?

 

Популярное в блоге:

Категория: Ярослав Абрамов | Просмотров: 2379 | Добавил: zroslav | Теги: Мысли, внутренний диалог, психотерапия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Вверх